Это одна из последних статей Бориса Михайловича Гунько, безвременно скончавшегося в мае 2006-го года. Это наша дань выдающемуся поэту и публицисту, пламенному революционеру, коммунисту РКРП-РПК с 1991, Борису Гунько, посвятившему свою жизнь, свой замечательный талант благородному делу освобождения трудящихся от ига капитала. Статья была напечатана в газете "Трудовая Россия" № 13 (245) июль 2006 г.
Все мы, советские люди, помним замечательные слова Николая Островского о том, что жизнь даётся человеку лишь один раз, и прожить её надо так, чтобы умирая не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. С этим, вероятно, согласятся все. Но разные люди дадут разные, часто прямо противоположные, ответы на вопрос - а как же надо прожить жизнь, чтобы не было мучительно больно?
Обыватель, чья психология порождена старым миром (а это в числе прочих может быть и интеллектуал, артист, учёный, - например, какой-нибудь Марк Захаров, Е.Гайдap и проч.) скажет, что цель жизни в том, чтобы присвоить себе больше благ. Островский же и люди подобные ему утверждают, что высшая цель человека должна быть в том, чтобы больше отдать жизни людям. Первый тип людей, к сожалению, пока господствующий, тянет нас в прошлое. Второй тип - зовёт В будущее.
Нет, вовсе не Хрущёв, не Горбачёв, не Ельцин и т.п. были первопричиной контрреволюции и гибели социализма. Причина гораздо глубже и опаснее. Это - многие и многие тысячелетия истории частнособственнического общества, которые буквально на генном уровне забили в сознание людей частнособственническую психологию [ЧСП) и обеспечили господство поражённых этой психологией обывателей.
ЧСП - это как бы ствол огромного дерева пороков, от которого расходятся ветви разных больших пороков, а от них веточки пороков поменьше, от тех ещё меньше и т.д. ЧСП, таким образом, проявляется во множестве самых разных черт. Это отнюдь не только простая жажда наживы с её неукротимым стоном: «Я! Мне! Моё!» Это ещё жажда власти и славы. Это вождизм и зависть. Это лень и трусость, ибо они существуют во имя всё того же драгоценного «Я». Это и ограниченность ума: только сорванный цветок - мой, книга в моём шкафу - моя! Такого человека я изобразил в стихотворении «Собственник»:
Владеть - вот смысл бытия!
Что не мое - то не имеет смысла.
Смысл мира в том, что им владею я.
А если нет, то этот мир бессмыслен!
Владеть! Цветок увидел? Рви!
Красавицу? Тащи в вертеп разврата!
Всех обмани, все потопи в крови,
Но только чтоб сидеть на куче злата!
Да будет все всегда в моих руках!
Абстрактное добро я отрицаю.
Добро бывает только в сундуках.
И это я всей жизнью утверждаю.
Частник лишён возможности глубоко понимать и чувствовать прекрасное, духовное, ибо эти категории имеют сугубо общественный смысл, не имеют смысла вне общества и труднодоступны живущему в основном собственным «Я». Что толку любоваться красотой, если невозможно её присвоить!
ЧСП проявляется и в гордыне, когда человек на основе того, что он больше знает и умеет или даже просто больше захапал, .относит себя к элите, воображая, что он перерос народ. Опять этот крик - «Я!» и от него - «Мне!», «Моё!» На самом же деле в таком человеке нет никакой элитарности. Он всего лишь раб ЧСП.
Заметим, что и национализм - это опять-таки вопль: «Моё!», «Моим!», «Мне!» и, следовательно, тоже своеобразное проявление ЧСП.
Тысячелетия господства частнособственнического общества привели к впечатлению, что ЧСП воспринимается как неотъемлемое человеческое свойство, как сама его сущность. На самом же деле человек вырос из состояния обезьяны благодаря общественному труду, благодаря коллективизму, коллективистской психологии. Вырос и может продолжать расти в человеческом плане, только преодолевая ЧСП. Вот почему капитализм так заинтересован в укреплении ЧСП.
Мы знаем, сколь не просто победить нынешний режим. Но в чём его главная сила? Нет, не в деньгах, не в поддержке Запада, не в каких-то способностях его руководителей. Вся его сила базируется на ЧСП обывателей составляющих подавляющее большинство общества. Именно этот обыватель, его рабство в плену ЧСП является главной опорой капитализма.
У замечательного английского писателя Дж.Голсуорси в романе «Сага О Форсайтах» есть интереснейший эпизод. Больному чахоткой бедняку остались считанные дни жизни. Он знает, что виноват в этом капитализм, но тем не менее категорически не согласен жить при социализме, потому что там ... он не сможет стать миллионером! И бесполезно говорить ему, что он в его состоянии не может стать миллионером и при капитализме. Ему важнее самой жизни то, что при капитализме он свободен от законов, запрещающих быть миллионером.
Как-то одна немка из бывшей ГДР жаловалось мне на то, что после перехода к капитализму жить стало тяжелее. «Вы хотели бы вернуть ГДР?» - спросил Я. «О, нет, - ответила она, - жить гораздо тяжелее, но за то свобода!» От чего свобода? Объяснить она не смогла. Ну, просто свобода! Пусть виртуальная, липовая, пусть во вред себе, но свобода…
И это тоже есть ничто иное, как проявление частнособственнической психологии, выраженное в стремлении к независимости своего «Я» от законов социалистического общества, от обязанностей перед обществом.
Точно также и наш обыватель может помирать от капитализма, знать, что при капитализме ему каюк, но властный зов ЧСП лишает его понимания необходимости социализма. Вот вам идиотизм частной собственности!
Мы знаем, что заново строить социализм будет ещё труднее, чем совершить политическую революцию, ибо для построения социализма необходимо совершить куда более трудную революцию - революцию в душах и мыслях людей, охваченных частнособственнической стихией. Самым трудным будет не возрождение экономики, а созидание человека адекватного требованиям социализма - Нового человека. Особенно после десятилетий организованного растления. Ведь у нас выращены целые категории идиотизированных людей. Вспомним хотя бы уникальных дур, которые сидят на всяких телешоу. Им говорят: «А сейчас выйдет человек с необычной специальностью - унижать людей! Приветствуйте!» И дуры в восторге визжат от восторга. И это далеко не самый страшный пример.
Бесспорно, что в гибели социализма огромную роль сыграла переродившаяся партийная и государственная бюрократия, «элита» советского общества. Однако было бы неправильным сводить всё только к этому фактору. Есть горькая, но справедливая пословица: «Народ имеет то, чего достоин». Если по отношению к отдельному человеку это утверждение далеко не всегда верно, то по отношению к народам она в большинстве случаев верна. И если мы зададимся вопросом - был ли советский народ 80-90 годов достоин социализма - придётся ответить: нет, не был достоин.
В прошлом была иллюзия, что господство общественной собственности само автоматически приведёт к созиданию Нового человека. В какой-то степени это происходило, но в совершенно недостаточной степени. Увы! Даже многие передовики производства тащили с завода всё, что могли. Учёные во имя материального благополучия строчили никчемные диссертации. Многие коммунисты изо всех сил карабкались вверх по служебной лестнице. ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ СОЦИАЛИЗМА БЫЛО ПРОТИВОРЕЧИЕМ МЕЖДУ НЕОБХОДИМОСТЬЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА и ЧСП, противодействующей этому обобществлению. В результате этого ЧСП, создававшаяся тысячелетиями, не могла быть радикально изменена за 70 лет. Мы упёрлись в трудность созидания Нового Человека, и преодоление этой трудности будет главной задачей будущего.
Как известно, «ломать - не строить», И долгие годы капиталистического растления убили в наших людях много человеческого и насадили в них много античеловеческого.
Есть горькая шутка, утверждающая, будто ныне происходящее показывает, что не человек произошел от обезьяны, а обезьяна на наших глазах происходит от человека. Так не довело ли произошедшее растление людей до того, что путь назад, к человеческому, к социализму уже не возможен? Есть ли в нашей сегодняшней действительности что-то, показывающее, что произошедшее растление преодолимо, что коммунистическое движение не выродилось окончательно в бесконечное и пустое словоговорение?
Да, с чисто внешней, количественной стороны может показаться, что мы имеем только упадок коммунистического и вообще протестного движения. Но это не так. Движение приобретает новые формы, одни люди сменяются другими. Быстро расширяется география протестных действий. Бурные митинги с политическими требованиями уже никого не удивляют. Рабочие пусть медленно, но верно осваивают путь забастовочной борьбы, всё более часто и эффективно вступают в прямые схватки с буржуазией. Уже не только одни буржуи захватывают предприятия у других буржуев. Уже рабочие учатся силовым способом захватывать свои предприятия.
Ясно, что успех грядущей революции будет определяться теми, кто сегодня относится к молодёжи. Как и сто лет назад остаются верными слова В.И.Ленина: «МОЛОДЁЖЬ РЕШИТ ИСХОД ВСЕЙ БОРЬБЫ». И в этом плане уже есть чрезвычайно отрадные явления. Совершенно очевидно, что в борьбу вливается новое поколение, лучшие представители которого готовы бороться бескомпромиссно. В России, на Украине, в Казахстане всё шире разворачивается бескомпромиссно революционное движение молодёжи. Множество молодых революционеров сидят в тюрьмах, стойко выдерживая все испытания, включая и самые изуверские пытки. В настоящую, бескомпромиссную борьбу уже вступают не только юноши, но и совсем молодые девушки. Используя любимое выражение Горбачёва можно сказать, что «процесс пошёл». Но ныне он уже пошёл против Горбачёва.
Когда рядом с огромным, но уже старым и обветшавшим деревом появляется маленький зелёный росточек, то, глядя только на дерево, мы можем подумать, что перед нами сплошное и безнадёжное увядание. Но, подумав так, мы сильно ошибёмся, ибо есть этот росточек и ещё тысячи таких росточков, которые продолжат борьбу за новую жизнь. И сегодня мы видим, что недавно казавшаяся несбыточной наша мечта о революционной молодёжи начинает сбываться.
Да, основная масса молодёжи всё ещё ведёт пустопорожний образ жизни. Но в этом море пустопорожнего уже отчётливо виден ещё небольшой, но стремительно растущий островок новой, социалистически мыслящей молодёжи. Отказ от пустопорожних развлечений, от карьеры, от семьи и т.п. в пользу опасной революционной деятельности это и есть процесс преодоления ЧСП, процесс нарождения Нового человека, процесс, который, несмотря на чудовищные трудности, всё более и более разрастается.
Это говорит, что не прошли даром героические годы Революции и Гражданской войны, строительства социализма, Великой Отечественной войны. Героическая история Советской власти смогла заложить в наш народ свои «социальные гены», которые противостоят натиску частнособственнической психологии. Не убита советская пассионарность! В этом гарантия преемственности революционной традиции, в этом залог нашей победы, и в этом огромная радость, которую я не мог не выразить в эпилоге своей недавней поэмы «Встаёт Россия молодая»:
Уже встаёт под стяги б о е в ы е
Со всех сторон невидимая рать,
Встаёт, чтоб не оплакивать Россию.
А насмерть за Россию воевать.
Это встаёт Россия молодая.
Это она куёт железный меч
И Рыцарей своих на бой скликает,
чтобы Кащею голову отсечь.
Взгляни вокруг! Средь серых и убогих
Всё больше молодых прекрасных лиц.
В них честь и ум, пронзительно и строго
Глаза глядят, как жерла из бойниц.
Их вырезают повсеместно.
Они ж всё набирают ход!
И всё ясней в их актах мести
режим предчувствует исход.
Уж вся Москва, как окружённый
Когда-то нашими Берлин,
Полна зверьём вооружённым,
Но это не поможет им.
Встаёт Россия молодая,
и гнев её уж не унять.
Сегодня она власть пугает,
а завтра - Кремль будет брать.
Встаёт Россия молодая!
И пусть пока невелики,
Но с каждым часом возрастают
её отважные полки.
И в час, когда великий бунт
Вдруг полыхнёт костром стоглавым
И, как ликующий табун,
Испепеляющею лавой промчится,
вздыбливая Русь.
Тогда вослед за этой силой
седой Кавказ и Украина, И Казахстан, и Беларусь -
Все наши братские народы,
единым помыслом горя,
Поднимут, как в былые годы
святое Знамя Октября!
И в эти дни мы вспомним тех отважных,
Что первыми поднялись против зла,
И вдруг поймём, что их судьба гораздо
Героев прошлого мучительней была.
У тех - своя могучая Отчизна,
Народ, Москва, великий мудрый Вождь,
И Партия - строитель коммунизма,
А не сегодняшняя дрожь.
У наших - ничего кроме болота
Измены, равнодушия и лжи.
Но шли навстречу смерти Дон-Кихоты
железным строем молодых дружин.
Над ними потешался обыватель,
Их предавали «лучшие друзья».
Они не знали: хватит сил - не хватит?
Но знали твёрдо - отступать нельзя!
Когда-нибудь их подвига огромность,
Быть может, чья-то слава заслонит.
Но мы навек обязаны запомнить,
Что путь к Победе начали они.
Разумеется, есть люди, которые пытаются нивелировать значимость поступков молодых людей, первыми вступившими в прямую схватку с режимом. Говорят, что это неоправданно поспешные, а потому находящиеся в противоречии с марксизмом-ленинизмом и, следовательно, вредные действия. Беспрестанно напоминают слова Ленина: "Нам нужны не истерические порывы. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата». Это верно. Именно такие батальоны нам и нужны. Но прежде чем они появятся, должны появиться люди, которые примером личного мужества поднимают в сознании масс планку человеческих возможностей и тем самым вдохновляют и поднимают массы на борьбу. Ведь когда непомерно утяжеляются условия жизни люди могут нравственно падать, превращаться в маргиналов, в преступников. Герои указывают им другой путь.
В Истории - всё для чего-то. И герои нужны Истории для её поступательного движения вперёд.
Борис Гунько
В своей работе В.И.Ленин писал по этому же поводу:
"Уничтожить классы значит не только прогнать помещиков и капиталистов - это мы сравнительно легко сделали - это значит также уничтожить мелких товаропроизводителей, а их нельзя прогнать, их нельзя подавить, с ними надо ужиться, их можно (и должно) переделать, перевоспитать только очень длительной, медленной, осторожной организаторской работой. Они окружают пролетариат со всех сторон мелкобуржуазной стихией, пропитывают его ею, развращают его ею, вызывают постоянно внутри пролетариата рецидивы мелкобуржуазной бесхарактерности, раздробленности, индивидуализма, переходов от увлечения к унынию. Нужна строжайшая централиация и дисциплина внутри политической партии пролетариата, чтобы этому противостоять, чтобы организаторскую роль пролетариата (а это его главная роль) проводить правильно, успешно, победоносно. Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества. Сила привычки миллионов и десятков миллионов - самая страшная сила. Без партии, железной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно. Победить крупную централизованную буржуазию в тысячу раз легче, чем «победить» миллионы и миллионы мелких хозяйчиков, а они своей повседневной, будничной, невидной, неуловимой. разлагающей деятельностью осуществляют те самые результаты, которые нужны буржуазии, которые реставрируют буржуазию."
|