|
|
Мятежный профессор ФРОЯНОВ
|
|
Игорь Яковлевич Фроянов - один из наиболее крупных историков нашей страны. Имя его стоит рядом с именами тех, кто составил славу отечественной исторической науки во второй половине ХХ века - Владимир Васильевич Мавродин, Александр Александрович Зимин, Лев Владимирович Черепнин, Михаил Николаевич Тихомиров.
(Статья была напечатана в газете "ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК" №9, ОКТЯБРЬ'2005).
|
Игорь Яковлевич - ученик патриарха ленинградских историков - ученик В.В.Мавродина. При защите докторской диссертации И.Я.Фроянова, посвященной исследованию социально-экономического строя Киевской Руси, его учитель сказал: «В своих последних работах о Киевской Руси я придерживаюсь концепции И.Я.Фроянова». Учитель (крупнейший в то время специалист по истории Древней Руси) признал новаторство своего ученика. Такое случается редко.
В чем же состояла суть концепции Фроянова? Прежде всего, в доказательстве доклассового и общинного характера общественного и государственного строя Древней Руси. Развивая свою концепцию в дальнейшем, ученый показал, что основа нашей цивилизации не татарская или византийская, а славянская и выражается она в коллективизме, общинности и мирском духе русского народа, для которого с глубокой древности характерны взаимопомощь, стремление к социальной справедливости, отвержение стяжательства и корыстолюбия. Приоритет интересов коллектива над интересами личности - особенность общинной, народной демократии на всем протяжении русской истории.
Сегодня об этом говорят и пишут многие, а тогда ... Тогда это надо было доказать. Тогда (Фроянов защитил докторскую в 1973 году, а утверждена она была ВАКом в 1976 году) против фрояновской концепции резко выступили академики СЛ. Тихвинский, Б.А.Рыбаков, чл.кор. АН СССР В. Т. Пашуто - имена давно известные. Они никак не могли смириться с доклассовым и общинным (нефеодальным) характером социального и государственного строя Древней Руси.
Исследовательский талант Игоря Фроянова, его выдающийся вклад в историческую науку получили признание в непрерывной борьбе с псевдомарксистским догматизмом. В 1982 году И.Я.Фроянов становится деканом истфака Ленинградского государственного университета. В 1983 году В.В.Мавродин передает ему заведование кафедрой истории.
В горбачевской перестройке и ельцинских реформах советский, русский историк-ученый увидел трагедию СССР, России. С 1993 года он убежденный сторонник КПРФ. В том же году в одном из избирательных округов Санкт-Петербурга пошел на думские выборы от КПРФ. Тогда, в условиях антикоммунистической агрессии, на это решились единицы.
Игорь Яковлевич - человек решительной смелости. Первой аудиторией, перед которой выступил Анатолий Иванович Лукьянов после выхода из «Матросской тишины», была студенческая аудитория истфака. Выступал перед нею и Зюганов.
В мрачные годы приватизации России «пятой колонной» Игорь Фроянов осмысливает истоки и причины предательства великой державы. В 1997 году выходит в свет его книга «Октябрь семнадцатого. Глядя из настоящего». В 1999 году И.Я.Фроянов публикует работу «Погружение в бездну. Россия на исходе ХХ вeкa». Эта публикация явилась первым в России фундаментальным научным исследованием истории той трагедии, что была названа ее творцами «перестройкой». Обе книги получили широкую известность как среди патриотов, так и среди либералов-космополитов. Последние никак не могли простить русскому историку его смелость. И не простили ...
С 1999 года начинается тщательно продуманная и организованная травля Игоря Фроянова «демократической» общественностью. Травля, в которую добровольно вовлекают себя преисполненные верноподданичеством власти «самые широкие научные круги» Caнкт-Петербургского университета во главе с ректором Вербицкой.
Как по команде (да так оно и было) на Фроянова обрушиваются либеральные издания: «Известия», «Новые Известия», «Общая газета», «Новая газета», «Депо», «Демократический выбор» ...
С Невероятной быстротой сочиняется «Письмо 140», формируется специальная комиссия по проверки истфака.
Антифрояновская кампания дошла до состояния истерики. В ней не было ни грана научной полемики с видным историком-ученым, одна брань, близкая к площадной. Его называли великорусский шовинистом, антисемитом, черносотенцем, национал-коммунистом, деспотом, узурпировавшим власть на истфаке. И все потому, что Игорь Фроянов бросил вызов всей русофобствующей рати, предпочитающей «новистическую» западную историю русской истории. Традиции последней, по убеждению Фроянова, нашли свое продолжение в великой советской истории: 3а это'убеждение и завели на него «дело».
23 апреля 2001 года Ученый совет университет 60 голосами «против» и 37 «за» при 8 воздержавшихся отказал И.Я.Фроянову в продлении его деканских полномочий. Как видим, он был не одинок. Но силы оказались неравны. На заседании Совета мятежный профессор заявил, обращаясь к противникам: «Вы думаете что это конец. Нет, это только начало - борьба продолжается» 26 июня 2003 года он был освобожден от заведования кафедрой русской истории «в связи с ее организацией». Нет более кафедры с таким названием в Санкт-Петербургском университете.
Как только Фроянов перестал заведовать кафедрой, ВАК ликвидировал специализированный совет истфака, который с основания университета принимал к защите кандидатские и докторские диссертации по проблемам русской истории. Били по русскому историку, чтобы ударить по русской исторической науке.
Травля и глумление не поколебали мятежного духа Игоря Яковлевича. Последние годы он занимается исследованием эпохи Ивана Грозного. Труд близок к завершению.
Судьба, вера и страсть ученого запечатлены в его научных трудах. Представим читателю основные публикации И.Я.Фроянова.
Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.
Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы, СПб., 1995.
Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX – начала ХIII столетия. СПб., 1992.
Рабство и данничество у восточных славян. СПб., 1996.
Начала русской истории. СПб., 2001.
Октябрь семнадцатого. Глядя из настоящего. СПб., 1997.
Погружение в бездну. Россия на исходе ХХ века. СПб., 1999.
Несомненную ценность в поиске ответа на вопрос - быть или не быть России - представляет патриотическая публицистика профессора Фроянова. Она отличается глубоко аргументированным историческим оптимизмом: «Надежду нам подает история русского народа и России».
|
|
|
|
|
Работы И.Я.Фроянова
|
Октябрь семнадцатого.
Глядя из настоящего.
Киевская Русь.
Очерки социально-политической истории.
Киевская Русь.
Главные черты социально-экономического строя.
Древняя Русь.
Опыт исследования социальной и политической борьбы.
Мятежный Новгород.
Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX - начала XIII столетия.
Рабство и данничество у восточных славян.
Начала русской истории.
|
СТАТЬИ:
|
"Русская Идея и Русский Вопрос"
Мятежный профессор Фроянов
ПРАВДА И ЛОЖЬ О РУССКОЙ ИСТОРИИ
Мятежный Фроянов
|
|